Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогов «ИНСТРУКТОР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА»

Дата создания обсуждения: 16.11.2021 – Срок окончания обсуждения: 29.11.2021

Обратная связь: ipk_enu@mail.ru

 

ПРОЕКТ

 

Образовательная программа

курсов повышения квалификации педагогов

«ИНСТРУКТОР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА»

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Модернизация современной системы казахстанского образования проходит в условиях решения новых задач, поставленных нашим правительством перед педагогами страны, ориентированных на качественное обновление воспитательного пространства. Одним из приоритетов в данном направлении является  повышение качества курсовой подготовки педагогических кадров, в частности туристско-краеведческого направления.

Актуальность развития системы дополнительного образования обусловлена обновлением содержания образования, новыми стратегическими ориентирами и механизмами воспитания детей, которые отражены в Законе «Об образовании», Государственной программе развития образования на 2020-2025 годы, Концептуальных основах воспитания, модели общенациональной идеи «Мәңгілік Ел», ежегодных Посланиях Президента РК народу Казахстана, других нормативных документах сферы образования и политики.

Основу воспитательной работы в организациях образования республики составляют: нравственное наследие Елбасы — программные статьи «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» и «Семь граней Великой степи», проект «Ұлы дала мұрагерлері», включающий общереспубликанскую экспедицию «Туған елге тағзым», социальные проекты «Тарих тағылымы» и многие другие.

Одними из приоритетных задач в этом направлении являются формирование нового типа воспитания, в основе которого лежит практический патриотизм, воспитание духовности, нравственности, общенациональных ценностей, любви к малой родине, здорового образа жизни, экологической культуры – все это целевые индикаторы туристско-краеведческой и экологической деятельности с учащимися, которую реализуют организации дополнительного образования данного направления.

Детско-юношеский туризм является уникальной моделью воспитания личности, одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий и одним из самых массовых оздоровительных доступных видов спорта, способствующих формированию здорового образа жизни человека через общение с природой, альтернативой наркотикам и вредным привычкам, организации активного досуга и занятости, развитию культуры поведения на природе, бережного отношения к памятникам истории и культуры, практическому познанию родного края, социальной адаптации, профессиональной ориентации, воспитанию гражданственности и патриотизма, что имеет большое государственное значение в воспитании подрастающего поколения, а также является  эффективной площадкой для реализации поставленных задач и многофункциональным стратегическим ресурсом  инновационного образования, реализуемым  в условиях дополнительного образования детей.

Разработка Программы курса повышения квалификации педагогов «Инструктор детско-юношеского туризма» (далее Программа) вызвана необходимостью создания организационно-педагогических условий для активации и модернизации туристско-краеведческой деятельности с учащимися на основе компетентностного подхода в реализации модели системы непрерывного туристско-краеведческого образования (детсад – школа – дополнительное образование – ВУЗ).

Данная Программа направлена на повышение качества организации детско-юношеского туризма, краеведения и экологии, на массовое вовлечение учащихся школ и студенческой молодёжи в туристско-краеведческую деятельность через походы, путешествия, экспедиции, экскурсии, клубную работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛОССАРИЙ

 

АКТИВНЫЙ ТУРИЗМ – сюда относятся все виды туризма и туристских путешествий, которые характеризуются активным способом передвижения по маршруту, т.е. с затратой собственных физических усилий туриста.

БЕЗОПАСНОСТЬ. Обеспечение безопасности при восхождении и походах одно из важнейших направлений деятельности маршрутно-квалификационных, дисциплинарных и других комиссий, контрольно-спасательных служб и т.д. К обеспечению безопасности относятся: физическая, тактическая техническая и специальная подготовка участников и руководителей, разведка, разработка и оборудование маршрутов; материально-техническое и медицинское обеспечений; организация консультаций, проверок и контроля.

БЛИЖНИЙ ТУРИЗМ – туристские походы, слёты, соревнования, проводимые на территории находящейся на расстоянии 10-12 км. Наземным или водным путём от мест проживания туристов. Обычно для ближнего туризма используют выходные или праздничные дни. Ближний туризм доступен большинству людей, так как не требует больших транспортных расходов и затрат времени.

ВОДНЫЙ ТУРИЗМ – походы по рекам, озёрам, морям и водохранилищам. У водных туристов в распоряжении должны быть разборные байдарки, надувные байдарки и катамараны, другие виды судов собственной конструкции. Турист-водник, должен уметь хорошо плавать, собрать и хорошо отремонтировать судно; правильно упаковать, разместить и защитить от воды продовольствие и снаряжение; правильно садиться и сходить с судна, грести и управлять им, подходить, причаливать к берегу и отходить от него; хорошо знать и распознавать препятствия на водных маршрутах; знать различные способы самостраховки при прохождении сложных, опасных препятствий и опасных участков водоёма.

ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ – путешествия, экскурсии, походы, осуществляемые туристами в пределах территории собственной страны.

ГРУППА ТУРИСТСКАЯ – формируется из туристов, имеющих спортивные и познавательные цели, нередко хорошо знающих друг друга по совместной учёбе, работе, участию в туристских мероприятиях, с медицинским заключением о состоянии здоровья, и со знанием туристских навыков.

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ – туризм с детско-юношескими группами. Детско-юношеский туризм в РК имеет государственную основу в виде системы центров детско-юношеского туризма, станций юных туристов, секций спортивного туризма.

ДОКУМЕНТЫ МАРШРУТНЫЕ – маршрутная книжка, маршрутный лист, карты, схемы и кроки, описание маршрута и отдельных его частей или путеводители, пропуска для посещения заказников, заповедников; дневник туристский, отчёт о походе. На основании маршрутной книжки и отчёта о походе, после рассмотрения их МКК составляется протокол о зачёте пройденного маршрута, а руководителю и участникам выдаются справки о совершении ими похода установленной категории сложности.

 «ЖАС ТУРИСТ КАЗАХСТАНА» — нагрудной значок, которым награждаются школьники 11-13 лет, принявшие участие в течение года в четырех одно или двухдневных походах и освоили навыки походного быта, ориентировании на местности, преодоления препятствий, оказания первой медицинской помощи, знакомые с правилами поведения в походе.

ИНСТРУКТОР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА – лица, имеющие педагогическое образование и опыт руководства походами с учащимися; Звание «Инструктор детско-юношеского туризма» присваивается лицам, достигшим 18-летнего возраста, прослушавшим теоретический курс, выполнившим практические работы по программе «Инструктор детско-юношеского туризма», совершившим зачетный поход первой категории сложности (степенной) и успешно сдавшим зачеты.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД -это активная позиция, так как подразумевает предвидение, а не пассивную реакцию на риск, такой подход предоставляет больше возможностей и ограничивает опасности.

КОМПЕТЕНЦИЯ – это параметр социальной роли, который в личностном плане проявляется как компетентность, соответствие лица занимаемому месту, времени; способность осуществлять деятельность в соответствии с социальными требованиями и ожиданиями.

ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ – параметр социального опыта личности, определяющий туристско-краеведческие знания, умения и навыки в соответствии со временем, местом, окружающим социумом.

КОУЧИНГ(coaching с англ. – «тренировка») – метод обучения, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели.

КАРТЫ И ПЛАН – выполненные в определенном масштабе. Небольшие участки принимаемы за плоскоть, изображаются в виде планов. На топографических картах изображается сетка прямоугольных координат. Степень уменьшения и изображения земной поверхности называется масштабом плана и карта; Масштабы бывают численные и линейные и обычно даются на нижнем обрезе плана и карты.

ЛЫЖНЫЙ ТУРИЗМ – для него характерны многодневные походы по равнинной и пересеченной местности. В зимних походах туристы- лыжники приобретают навыки действовать в суровых климатических условиях, преодолевать сложные препятствия, переносить большие физические нагрузки.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ – теоретический анализ научно-педагогической литературы и нормативной учебно-методической документации, изучение и обощение педагогического опыта, наблюдение за учебно-воспитательным процессом и личное преподавание, моделирование, анкетирование, беседы, частично-поисковый метод, отслеживание результатов.

МАРШРУТНАЯ КНИЖКА – основной путевой документ туристской группы. Здесь фиксируются общие сведения о группе. Численный состав, вид туризма. Район и маршрут похода, категория сложности и список группы. Вносится в Маршрутную книжку подробный календарный план путешествия по дням пути, протяженности и способов передвижения, схема маршрута похода, материальное обеспечение, вес груза, список специального снаряжения, контрольные пункты и контрольные сроки, отметки, замечания и указания МКК, КСС.

ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ – комплексное использование общих педагогических принципов, научности, системности, доступности, наглядности, последовательности, преемственности, личностно-ориентированный подход обеспечивают реализацию принципа непрерывности процесса туристско-краеведческого образования.

СКАЛОЛАЗАНИЕ – 1 передвижение по крутому скальному рельефу. 2. Вид спорта (спортивное скалолазание), соревнования в подъеме на крутые скалы. Различают скалолазание без применения искусственных опор – свободное лазание, при котором крючья, веревка используются только как страховочные средства, и скалолазание с применением закладок, крючьев, лесенок и других видов снаряжения. В горном и пешеходном туризме скалолазание один из видов соревнований, связанный с техникой прохождение скальной части маршрута.

СПЕЛЕОТУРИЗМ – специальные, категорийные туристские походы, предусматривающие прохождение маршрутов по пещерам и карстовым полостям под землей.

        ТОПОГРАФИЯ – наука, изучающая земную поверхность в геометрическом положении и исследующая способы ее изображения на плоскости.

УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ – унифицированные условные знаки, используемые при картировании,

ТРОПА ТУРИСТСКАЯ – маркированный маршрут, используемый для познавательного туризма и обеспечения природоохранного режима на рекреационной территории. Туристские тропы создаются в основном в пригородных зонах отдыха. ландшафтных заказниках, заповедниках, национальных парках. От обычного туристского маршрута отличаются обязательным наличием познавательных информаций о природе, представленной на специальных стендах или в буклете-путеводителе по тропе.

ТУРИСТСКИЕ СОРЕВНОВАНИЯ – комплексное туристское мероприятие, проводимое с целью выявления и передачи передового методического и технического туристского опыта, повышение безопасности туристов в походах.

 ТУРИСТСКОЕ МНОГОБОРЬЕ – один из видов туристских соревнований, куда входят: туристское ориентирование; комбинированный туристский маршрут (КТМ) / туристская полоса препятствий; туристская эстафета. Результаты всех четырех видов входят в зачет по многоборью и выявляют общекомандного победителя.

 ТУРИСТСКАЯ ЭСТАФЕТА – дистанция данного вида соревнования разбивается на ряд этапов. Участники команды разбиваются по одному на этапы, за который он всецело несет ответственность. Эстафетная палочка (в туризме — рюкзак) передается с этапа на этап с преодолением определенных заданий.

ТУРИСТСКАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ – каждый, стремящийся стать туристом, готовящий себя к туристским походам и экспедициям должен пройти курсовую подготовку, сборы подготовки инструкторских кадров. Туристские походы, для начала только походы выходного дня – это основа становления и усовершенствования туристской квалификации. Турист усовершенствует себя в походах, выполняет нормативы значка «Турист» и спортивные разряды, как результат участия в категорийных походах. Турист-инструктор это и есть туристская квалификация, с ростом опыта работы в туризме растет его квалификация.

 ТУРИСТ КАЗАХСТАНА – нагрудным значком «Турист Казахстана» награждаются туристы, с 14 летнего возраста и выполнившие необходимые требования и нормативы, участвовавшим в течение года в одном или нескольких походах суммарной продолжительностью не менее 5 дней и общей продолжительностью: 75км пешком или на лыжах; не менее 100км на лодках, байдарках, плотах, катамаранах, на конных маршрутах; не менее 150км на велосипедах.

ЭКСПЕДИЦИЯ ТУРИСТСКАЯ – поход, выполняемый с целью изучения и освоения перспективных для туризма районов, разработки новых маршрутов, уточнения классификации существующих туристских маршрутов и их отдельных элементов, сбора информации и разработки рекомендаций по природоохранной деятельности, испытания новых видов туристского снаряжения, разработки мер безопасности и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИКА ПРОГРАММЫ

 

Туристско-краеведческая деятельность является действенным средством формирования гармоничной личности в условиях современной социально-образовательной среды, позволяет создать условия для различных видов воспитания: патриотического, гражданского, нравственного, экологического, эстетического.

Тематика Программы способствует подготовке педагогов системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей, ориентирована не на формирование абстрактного специалиста детского туризма с набором определенных профессиональных качеств, а на становление целостной личности полипрофессионала.  При таком подходе профессионализм вбирает в себя систему знаний и умений, владение общими и специальными способами деятельности, способность и потребность в совершенствовании своей работы, готовность к изменениям, нестандартность мышления.

Основной тематической линией Программы является «Инновационные технологии в организациях дополнительного образования туристско-краеведческого направления».

 

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ

 

Цель: обеспечение педагогических условий для подготовки компетентностных   кадров с целью реализации туристско-краеведческой, экологической деятельности с учащимися.

Задачи:

расширить и обновить профессиональные знания педагогов по актуальным темам туристско-краеведческого направления и инновационным технологиям;

— ознакомить с механизмами реализации модели системы непрерывного туристско-краеведческого образования (детсад – школа – дополнительное образование – ВУЗ);

— раскрыть ведущие направления в развитии туристско-краеведческого образования, основных концепций образовательной деятельности;

— совершенствовать методические и теоретические знания о современных образовательных  технологиях туристско-краеведческого образования;

— раскрыть сущность компетентностного  подхода  в  туристско-краеведческом и экологических направлениях;

— усвоить  навыки  интегративного  подхода к различным видам воспитания в условиях туристско-краеведческой деятельности;

— направить усилия педагогов на интеграцию физического, духовно-нравственного развития молодежи, на пропаганду и развитие детско-юношеского туризма;

— подготовить компетентных инструкторов,  руководителей (помощников руководителей) туристских походов.

Ожидаемые результаты.

По завершению курсовой подготовки по Программе «Инструктор детско-юношеского туризма» курсанты получают необходимые знания:

— о нормативно-правовом  обеспечении туристско-краеведческой деятельности с учащимися;

— изучают  «Положение об инструкторе детско-юношеского  туризма»;

— знакомятся с Правилами проведения соревнований по туристскому многоборью, спортивному туризму, мерами по обеспечению безопасности туристских мероприятий, походов, экспедиций;

— знакомятся  с элементами модели системы непрерывного туристско-краеведческого образования;

-изучают педагогические аспекты детского самоуправления; инновационные технологии туристско-краеведческого, экологического  направлений;

— изучают Правила организации и проведения массовых туристских мероприятий с учащимися;

-приобретают навыки организации  и методики проведения экскурсий, краеведческой работы в походах;

— приобретают навыки природоохранной деятельности, воспитания у учащихся  основ экологической культуры.

В процессе реализации практико-ориентированного модуля приобретают навыки:

—  организации, подготовки и проведения туристских походов с учащимися;

— разработки маршрута и разновидностей его обеспечения;

— оказания первой доврачебной помощи;

— изучают основы топографии и ориентирования;

— изучают виды препятствий в туристском походе, способы их преодоления;

— технику безопасности в походах и на экскурсиях.

По окончании лекционных занятий слушатели участвуют в  зачетном четырехдневном учебно-тренировочном походе, на протяжении которого отрабатываю все полученные  умения и навыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Настоящая программа повышения квалификации педагогов состоит из 4 учебных модулей, каждый модуль рассчитан на определенное количество  часов.

Содержание и объем  дидактических единиц по каждому учебному модулю могут варьироваться в зависимости от уровня подготовки и специфики практической деятельности слушателей программы.

Программа  раскрывает специфику туристско-краеведческой деятельности, рассматривает проблемы интеграции туризма с другими направлениями деятельности. Слушатели обновляют знания по топографии и ориентированию, краеведению, технике и тактике пешеходного туризма, экологии и др.

Программа представляет собой систему, в основе которой лежит модульный принцип построения. Структура программы обоснована логикой построения ее содержаний. Модули: «Нормативно-правовой», «Психолого-педагогический», «Туристско-краеведческий», «Практико-ориентированный».

 

 

Содержание Программы курсовой подготовки  педагогов

«Инструктор детско-юношеского туризма»

 

Нормативно-правовой модуль (10 часов)

 

История развития туризма в Казахстане. Туризм и краеведение в системе образования. Состояние, проблемы, пути решения и перспективы развития детско-юношеского туризма в РК.

Нормативно-правовое  обеспечение туристско-краеведческой деятельности с учащимися. Положение об инструкторе детско-юношеского  туризма.

Организация и судейство массовых туристских мероприятий (слетов, соревнований). Правила проведения соревнований по туристскому многоборью, спортивному туризму. Меры по обеспечению безопасности туристских мероприятий

Состояние и основные направления развития индустрии туризма РК в 2021 году. Реализация республиканской туристской экспедиции «Моя Родина –  Казахстан»

 

Психолого-педагогический модуль (6 часов)

Система непрерывного туристско-краеведческого образования. Воспитательные возможности ТКД.

Педагогические аспекты детского самоуправления в системе дополнительного образования. Педагогика сотрудничества.

Инновационные технологии  в организациях дополнительного образования туристско-краеведческого, экологического  направлений.

Нравственно-духовное образование и социализация детей и молодежи через ТКД.

Психологические аспекты туристско-краеведческой деятельности. Психологический климат туристской группы.

 

Туристско-краеведческий модуль (20 часов)

Туристско-краеведческая деятельность как одна из основных форм организации деятельности школьников по охране окружающей среды и развитию основ экологической культуры.

Природоохранная деятельность в походе.

Содержание и формы ТКД в школе: организация и планирование, кружковая и туристская работа, организация и проведение массовых туристских мероприятий с учащимися.

Организация туристско-краеведческой экспедиции школьников «Атамекен» и республиканской туристской  экспедиции «Моя Родина – Казахстан» в воспитательной системе школ различного типа.

Работа туристско-краеведческих объединений, кружков.

Туристский лагерь.

Организация и проведение массовых туристских мероприятий с учащимися. Организация  и методика проведения экскурсий. Туристские и экскурсионные маршруты родного края.

 

Практико-ориентированный модуль (36 часов)

 

Организация, подготовка и проведение туристских походов с учащимися.

Разработка маршрута Подготовка похода, его финансовое, продовольственное и материально-хозяйственное обеспечение. Организация питания в походе. Хранение и транспортировка продуктов. Составление меню Первая доврачебная помощь. Основы топографии и ориентирования. Физическая, техническая подготовка юных туристов. Виды препятствий в туристском походе. Меры по обеспечению безопасности в походах и на экскурсиях.  День в походе. Содержание и методика  выполнения краеведческих наблюдений, экспедиционных заданий.  Особенности горных, лыжных, водных, велосипедных походов, спелеопоходов. Подведение итогов похода. Подготовка УТП курсантов.

Зачетный четырехдневный учебно-тренировочный поход.

 

 

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 

Программа курса рассчитана на 72 часа, из них лекций – 36 часов, практических занятий – 36 часов.

Формы проведения занятий: лекции, практикумы, семинар-практикум, слайд-презентация, круглый  стол по обмену опытом работы, коучинги, мастер-классы.

Формы организации деятельности педагогов: индивидуальная, групповая, коллективная.

Форма зачета: тестовые задания, четырехдневный учебно-тренировочный  поход (Аккольский р-н).

Категория слушателей курса: учителя различных предметов имеющих опыт туристско-краеведческой работы со школьниками, руководители туристско-краеведческих кружков, педагоги организаций дополнительного образования, студенты профильных направлений.

Количество:  2 группы с казахским и русским языком обучения в количестве 50 слушателей.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Содержание Программы  предполагает активное участие слушателей во время подачи лекционного материала, самостоятельное изучение отдельных ее аспектов, выполнение самостоятельных работ и тестовых заданий, обучение на тренингах, мастер-классах, коучингах, работу в творческих группах, практикумах по изучению обязанностей в туристских группах и  т.д.

Для реализации программы разработано учебно-методическое сопровождение:

— Лекционные занятия (лекции, презентации);

— Пакет нормативно-правовой документации по организации и  сопровождению туристско-краеведческой деятельности со слушателями курсов;

— Сборники  нормативных документов по туристско-краеведческой работе в организациях образования (часть1 и 2), Астана, 2005 г.

-Методические материала специалистов в области туризма: Никитинского Е.С., В.Н. Вуколова, Жиздыбаева Т.К., Мазбаева О.Б., Фомина В.П., Шаяхметова А.Г., публикации, статьи;

— Публикации научно-методических журналов «Соқпақ» (ЗКО), «Вестник академии» (г. Москва), «Қосымша білім және тәрбие»;

— Методические разработки педагогов Центра детско-юношеского туризма и  краеведения города Нур-Султан, педагогов организаций дополнительного образования республики;

— видео-занятия, тренинги, мастер-классы;

-интернет-ресурсы.

ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Оценивание знаний слушателей курсовой подготовки будет осуществляться по двум видам: теоретический блок и практический блок.

Теоретический блок включает в себя  выполнение тестовых заданий по тематике прослушанных модулей и участие в  тематических мастерских.

Практический блок оценивается по выполнению основных элементов туристской техники в условиях четырехдневного учебно-тренировочного туристского  похода (Аккольский р-н).

 

ПОСТКУРСОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

 

Для закрепления  полученных знаний, умений и навыков, с целью формирования устойчивых  туристско-краеведческих компетенций каждая курсовая подготовка предполагает  афиширование слушателями курсов своей деятельности по внедрению полученного опыта в своей дальнейшей работе.

Слушатели  курсов данной Программы в рамках посткурсового сопровождения принимают участие в методических семинарах, профильных мероприятиях, обобщают опыт работы на различных уровнях, являются участниками соревнований, слетов, чемпионатов различных уровней,  проходят практику как члены судейских коллегий соревнований с учащимися и  студентами, являются руководителями (заместителями руководителей) туристских походов с учащимися, а также повышают свое мастерство в турпоходах различных категорий сложности, о чем ведется запись в зачетных книжках спортсменов.

К посткурсовой деятельности слушателей также относится участие в научно-практических конференциях и форумах (штатный, дистанционный формат),  трансляция опыта работы, публикации в различных изданиях, медиа-активность.

 

СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Закон РК «Об образовании» (2007г.) с изменениями и дополнениями от 24.10.2011г.
  2. Государственная программа развития образования РК на 2020-2025 гг.
  3. Государственная программа развития туризма  в РК.
  4. Концепция экологического образования РК
  5. Жексенбаева У.Б., Компетентностно ориентированное образование  в современной школе. Учебно-методическое пособие.  Алматы, 2009. 178с.
  6. Вольф Л.А. Компетентностный подход как средство профессионального  самоопределения  учащихся  в организациях дополнительного  образования.  г.Алматы,  журнал  «Қосымша білім  және тәрбие», №3 (23), 2010г.
  7. Ивлева Н.В. Психолого-педагогические аспекты формирования нравственной  личности  школьников средствами туристско-краеведческой деятельности. г.Алматы ,  журнал  «Қосымша білім  және тәрбие», №3 (23), 2010г.
  8. Константинов Ю.С., Слесарева Л.П. Туристско-краеведческая деятельность в школе. Учебно-методическое пособие.  — Москва,2011 г.
  9. Мажикеев Т.М., Сидельникова Г.Ф. и др. Образовательное учреждение в режиме исследовательской и экспериментальной деятельности. Методическое пособие. Алматы, 2002.
  10. Новиков А.М. Методология образования. – М., 2006. – 488с.
  11. Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана. КАЗАХСТАН В НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЙ. 1 сентября 2020 г.
  12. Пирсаидова Г.А. Педагогические условия моделирования экологического образования школьников. Методическое пособие. Астана, 2010. -135 с.
  13. Слесарева Л.П. Организационно-педагогические условия развития региональной системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей [Текст] : (на примере Москвы) : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Л. П. Слесарева . — Йошкар-Ола, 2006. — 24 с.
  14. Смирнов Д.В. Педагогические компетентность и компетенции педагога дополнительного образования — руководителя туристско-краеведческого похода [Текст] / Д. В. Смирнов. Казанский педагогический журнал : науч. психол.-пед. журн.: методология, теория, практика. — 2008. — № 4 — С.27-36.
  15. Смирнов Д.В. Специфические педагогические компетенции педагога дополнительного образования — руководителя туристско-краеведческого похода. Переяслав-Хмельницкий:  ДВНЗ, 2008. – С. 110-113.
  16. Тымко Н.В. Содержание и особенности подготовки педагога дополнительного образования  к процессу социализации ребенка в туристско-краеведческом походе,2000,№2.
  17. Фомин В.П. «Любовь к Родине начинается с познания родного края ». Журнал «Қосымша білім  және тәрбие», №1(25), 2011г.
  18. Фомин В.П. «Западно-казахстанскому туризму – 50 лет». Журнал «Қосымша білім  және тәрбие», №3(23), 2010г.
  19. Фомин В.П. Программа для педагогов дополнительного образования. г.Уральск, 2012г. Методология учебного проекта.
  20. Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. Алматы,1998.
  21. Шаяхметов А.Г. Программа для педагогов дополнительного образования, г. Астана,2012г.
  22. Шаймарданова А.Е. Қазақ ұлттық педагогикасындағы оқушылардың экологиялық ойлау дағдыларын дамыта отырып тәрбие беру. Региональный компонент в системе экологического образования и воспитания —  Ч.2.Усть-Каменогорск, 2011, -188с.
  23. Шаяхметов А.Г. Проблемы здоровья и организация оздоровительной работы в учебных завдениях.  Журнал  «Қосымша білім және тәрбие», № 3,4. 2005 г.