Дата создания обсуждения: 16.11.2021 – Срок окончания обсуждения: 29.11.2021
Обратная связь: ipk_enu@mail.ru
ПРОЕКТ
Образовательная программа
курсов повышения квалификации педагогов
«ИНСТРУКТОР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА»
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Модернизация современной системы казахстанского образования проходит в условиях решения новых задач, поставленных нашим правительством перед педагогами страны, ориентированных на качественное обновление воспитательного пространства. Одним из приоритетов в данном направлении является повышение качества курсовой подготовки педагогических кадров, в частности туристско-краеведческого направления.
Актуальность развития системы дополнительного образования обусловлена обновлением содержания образования, новыми стратегическими ориентирами и механизмами воспитания детей, которые отражены в Законе «Об образовании», Государственной программе развития образования на 2020-2025 годы, Концептуальных основах воспитания, модели общенациональной идеи «Мәңгілік Ел», ежегодных Посланиях Президента РК народу Казахстана, других нормативных документах сферы образования и политики.
Основу воспитательной работы в организациях образования республики составляют: нравственное наследие Елбасы — программные статьи «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» и «Семь граней Великой степи», проект «Ұлы дала мұрагерлері», включающий общереспубликанскую экспедицию «Туған елге тағзым», социальные проекты «Тарих тағылымы» и многие другие.
Одними из приоритетных задач в этом направлении являются формирование нового типа воспитания, в основе которого лежит практический патриотизм, воспитание духовности, нравственности, общенациональных ценностей, любви к малой родине, здорового образа жизни, экологической культуры – все это целевые индикаторы туристско-краеведческой и экологической деятельности с учащимися, которую реализуют организации дополнительного образования данного направления.
Детско-юношеский туризм является уникальной моделью воспитания личности, одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий и одним из самых массовых оздоровительных доступных видов спорта, способствующих формированию здорового образа жизни человека через общение с природой, альтернативой наркотикам и вредным привычкам, организации активного досуга и занятости, развитию культуры поведения на природе, бережного отношения к памятникам истории и культуры, практическому познанию родного края, социальной адаптации, профессиональной ориентации, воспитанию гражданственности и патриотизма, что имеет большое государственное значение в воспитании подрастающего поколения, а также является эффективной площадкой для реализации поставленных задач и многофункциональным стратегическим ресурсом инновационного образования, реализуемым в условиях дополнительного образования детей.
Разработка Программы курса повышения квалификации педагогов «Инструктор детско-юношеского туризма» (далее Программа) вызвана необходимостью создания организационно-педагогических условий для активации и модернизации туристско-краеведческой деятельности с учащимися на основе компетентностного подхода в реализации модели системы непрерывного туристско-краеведческого образования (детсад – школа – дополнительное образование – ВУЗ).
Данная Программа направлена на повышение качества организации детско-юношеского туризма, краеведения и экологии, на массовое вовлечение учащихся школ и студенческой молодёжи в туристско-краеведческую деятельность через походы, путешествия, экспедиции, экскурсии, клубную работу.
ГЛОССАРИЙ
АКТИВНЫЙ ТУРИЗМ – сюда относятся все виды туризма и туристских путешествий, которые характеризуются активным способом передвижения по маршруту, т.е. с затратой собственных физических усилий туриста.
БЕЗОПАСНОСТЬ. Обеспечение безопасности при восхождении и походах одно из важнейших направлений деятельности маршрутно-квалификационных, дисциплинарных и других комиссий, контрольно-спасательных служб и т.д. К обеспечению безопасности относятся: физическая, тактическая техническая и специальная подготовка участников и руководителей, разведка, разработка и оборудование маршрутов; материально-техническое и медицинское обеспечений; организация консультаций, проверок и контроля.
БЛИЖНИЙ ТУРИЗМ – туристские походы, слёты, соревнования, проводимые на территории находящейся на расстоянии 10-12 км. Наземным или водным путём от мест проживания туристов. Обычно для ближнего туризма используют выходные или праздничные дни. Ближний туризм доступен большинству людей, так как не требует больших транспортных расходов и затрат времени.
ВОДНЫЙ ТУРИЗМ – походы по рекам, озёрам, морям и водохранилищам. У водных туристов в распоряжении должны быть разборные байдарки, надувные байдарки и катамараны, другие виды судов собственной конструкции. Турист-водник, должен уметь хорошо плавать, собрать и хорошо отремонтировать судно; правильно упаковать, разместить и защитить от воды продовольствие и снаряжение; правильно садиться и сходить с судна, грести и управлять им, подходить, причаливать к берегу и отходить от него; хорошо знать и распознавать препятствия на водных маршрутах; знать различные способы самостраховки при прохождении сложных, опасных препятствий и опасных участков водоёма.
ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ – путешествия, экскурсии, походы, осуществляемые туристами в пределах территории собственной страны.
ГРУППА ТУРИСТСКАЯ – формируется из туристов, имеющих спортивные и познавательные цели, нередко хорошо знающих друг друга по совместной учёбе, работе, участию в туристских мероприятиях, с медицинским заключением о состоянии здоровья, и со знанием туристских навыков.
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ – туризм с детско-юношескими группами. Детско-юношеский туризм в РК имеет государственную основу в виде системы центров детско-юношеского туризма, станций юных туристов, секций спортивного туризма.
ДОКУМЕНТЫ МАРШРУТНЫЕ – маршрутная книжка, маршрутный лист, карты, схемы и кроки, описание маршрута и отдельных его частей или путеводители, пропуска для посещения заказников, заповедников; дневник туристский, отчёт о походе. На основании маршрутной книжки и отчёта о походе, после рассмотрения их МКК составляется протокол о зачёте пройденного маршрута, а руководителю и участникам выдаются справки о совершении ими похода установленной категории сложности.
«ЖАС ТУРИСТ КАЗАХСТАНА» — нагрудной значок, которым награждаются школьники 11-13 лет, принявшие участие в течение года в четырех одно или двухдневных походах и освоили навыки походного быта, ориентировании на местности, преодоления препятствий, оказания первой медицинской помощи, знакомые с правилами поведения в походе.
ИНСТРУКТОР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА – лица, имеющие педагогическое образование и опыт руководства походами с учащимися; Звание «Инструктор детско-юношеского туризма» присваивается лицам, достигшим 18-летнего возраста, прослушавшим теоретический курс, выполнившим практические работы по программе «Инструктор детско-юношеского туризма», совершившим зачетный поход первой категории сложности (степенной) и успешно сдавшим зачеты.
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД -это активная позиция, так как подразумевает предвидение, а не пассивную реакцию на риск, такой подход предоставляет больше возможностей и ограничивает опасности.
КОМПЕТЕНЦИЯ – это параметр социальной роли, который в личностном плане проявляется как компетентность, соответствие лица занимаемому месту, времени; способность осуществлять деятельность в соответствии с социальными требованиями и ожиданиями.
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ – параметр социального опыта личности, определяющий туристско-краеведческие знания, умения и навыки в соответствии со временем, местом, окружающим социумом.
КОУЧИНГ(coaching с англ. – «тренировка») – метод обучения, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели.
КАРТЫ И ПЛАН – выполненные в определенном масштабе. Небольшие участки принимаемы за плоскоть, изображаются в виде планов. На топографических картах изображается сетка прямоугольных координат. Степень уменьшения и изображения земной поверхности называется масштабом плана и карта; Масштабы бывают численные и линейные и обычно даются на нижнем обрезе плана и карты.
ЛЫЖНЫЙ ТУРИЗМ – для него характерны многодневные походы по равнинной и пересеченной местности. В зимних походах туристы- лыжники приобретают навыки действовать в суровых климатических условиях, преодолевать сложные препятствия, переносить большие физические нагрузки.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ – теоретический анализ научно-педагогической литературы и нормативной учебно-методической документации, изучение и обощение педагогического опыта, наблюдение за учебно-воспитательным процессом и личное преподавание, моделирование, анкетирование, беседы, частично-поисковый метод, отслеживание результатов.
МАРШРУТНАЯ КНИЖКА – основной путевой документ туристской группы. Здесь фиксируются общие сведения о группе. Численный состав, вид туризма. Район и маршрут похода, категория сложности и список группы. Вносится в Маршрутную книжку подробный календарный план путешествия по дням пути, протяженности и способов передвижения, схема маршрута похода, материальное обеспечение, вес груза, список специального снаряжения, контрольные пункты и контрольные сроки, отметки, замечания и указания МКК, КСС.
ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ – комплексное использование общих педагогических принципов, научности, системности, доступности, наглядности, последовательности, преемственности, личностно-ориентированный подход обеспечивают реализацию принципа непрерывности процесса туристско-краеведческого образования.
СКАЛОЛАЗАНИЕ – 1 передвижение по крутому скальному рельефу. 2. Вид спорта (спортивное скалолазание), соревнования в подъеме на крутые скалы. Различают скалолазание без применения искусственных опор – свободное лазание, при котором крючья, веревка используются только как страховочные средства, и скалолазание с применением закладок, крючьев, лесенок и других видов снаряжения. В горном и пешеходном туризме скалолазание один из видов соревнований, связанный с техникой прохождение скальной части маршрута.
СПЕЛЕОТУРИЗМ – специальные, категорийные туристские походы, предусматривающие прохождение маршрутов по пещерам и карстовым полостям под землей.
ТОПОГРАФИЯ – наука, изучающая земную поверхность в геометрическом положении и исследующая способы ее изображения на плоскости.
УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ – унифицированные условные знаки, используемые при картировании,
ТРОПА ТУРИСТСКАЯ – маркированный маршрут, используемый для познавательного туризма и обеспечения природоохранного режима на рекреационной территории. Туристские тропы создаются в основном в пригородных зонах отдыха. ландшафтных заказниках, заповедниках, национальных парках. От обычного туристского маршрута отличаются обязательным наличием познавательных информаций о природе, представленной на специальных стендах или в буклете-путеводителе по тропе.
ТУРИСТСКИЕ СОРЕВНОВАНИЯ – комплексное туристское мероприятие, проводимое с целью выявления и передачи передового методического и технического туристского опыта, повышение безопасности туристов в походах.
ТУРИСТСКОЕ МНОГОБОРЬЕ – один из видов туристских соревнований, куда входят: туристское ориентирование; комбинированный туристский маршрут (КТМ) / туристская полоса препятствий; туристская эстафета. Результаты всех четырех видов входят в зачет по многоборью и выявляют общекомандного победителя.
ТУРИСТСКАЯ ЭСТАФЕТА – дистанция данного вида соревнования разбивается на ряд этапов. Участники команды разбиваются по одному на этапы, за который он всецело несет ответственность. Эстафетная палочка (в туризме — рюкзак) передается с этапа на этап с преодолением определенных заданий.
ТУРИСТСКАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ – каждый, стремящийся стать туристом, готовящий себя к туристским походам и экспедициям должен пройти курсовую подготовку, сборы подготовки инструкторских кадров. Туристские походы, для начала только походы выходного дня – это основа становления и усовершенствования туристской квалификации. Турист усовершенствует себя в походах, выполняет нормативы значка «Турист» и спортивные разряды, как результат участия в категорийных походах. Турист-инструктор это и есть туристская квалификация, с ростом опыта работы в туризме растет его квалификация.
ТУРИСТ КАЗАХСТАНА – нагрудным значком «Турист Казахстана» награждаются туристы, с 14 летнего возраста и выполнившие необходимые требования и нормативы, участвовавшим в течение года в одном или нескольких походах суммарной продолжительностью не менее 5 дней и общей продолжительностью: 75км пешком или на лыжах; не менее 100км на лодках, байдарках, плотах, катамаранах, на конных маршрутах; не менее 150км на велосипедах.
ЭКСПЕДИЦИЯ ТУРИСТСКАЯ – поход, выполняемый с целью изучения и освоения перспективных для туризма районов, разработки новых маршрутов, уточнения классификации существующих туристских маршрутов и их отдельных элементов, сбора информации и разработки рекомендаций по природоохранной деятельности, испытания новых видов туристского снаряжения, разработки мер безопасности и т.д.
ТЕМАТИКА ПРОГРАММЫ
Туристско-краеведческая деятельность является действенным средством формирования гармоничной личности в условиях современной социально-образовательной среды, позволяет создать условия для различных видов воспитания: патриотического, гражданского, нравственного, экологического, эстетического.
Тематика Программы способствует подготовке педагогов системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей, ориентирована не на формирование абстрактного специалиста детского туризма с набором определенных профессиональных качеств, а на становление целостной личности полипрофессионала. При таком подходе профессионализм вбирает в себя систему знаний и умений, владение общими и специальными способами деятельности, способность и потребность в совершенствовании своей работы, готовность к изменениям, нестандартность мышления.
Основной тематической линией Программы является «Инновационные технологии в организациях дополнительного образования туристско-краеведческого направления».
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
Цель: обеспечение педагогических условий для подготовки компетентностных кадров с целью реализации туристско-краеведческой, экологической деятельности с учащимися.
Задачи:
— расширить и обновить профессиональные знания педагогов по актуальным темам туристско-краеведческого направления и инновационным технологиям;
— ознакомить с механизмами реализации модели системы непрерывного туристско-краеведческого образования (детсад – школа – дополнительное образование – ВУЗ);
— раскрыть ведущие направления в развитии туристско-краеведческого образования, основных концепций образовательной деятельности;
— совершенствовать методические и теоретические знания о современных образовательных технологиях туристско-краеведческого образования;
— раскрыть сущность компетентностного подхода в туристско-краеведческом и экологических направлениях;
— усвоить навыки интегративного подхода к различным видам воспитания в условиях туристско-краеведческой деятельности;
— направить усилия педагогов на интеграцию физического, духовно-нравственного развития молодежи, на пропаганду и развитие детско-юношеского туризма;
— подготовить компетентных инструкторов, руководителей (помощников руководителей) туристских походов.
Ожидаемые результаты.
По завершению курсовой подготовки по Программе «Инструктор детско-юношеского туризма» курсанты получают необходимые знания:
— о нормативно-правовом обеспечении туристско-краеведческой деятельности с учащимися;
— изучают «Положение об инструкторе детско-юношеского туризма»;
— знакомятся с Правилами проведения соревнований по туристскому многоборью, спортивному туризму, мерами по обеспечению безопасности туристских мероприятий, походов, экспедиций;
— знакомятся с элементами модели системы непрерывного туристско-краеведческого образования;
-изучают педагогические аспекты детского самоуправления; инновационные технологии туристско-краеведческого, экологического направлений;
— изучают Правила организации и проведения массовых туристских мероприятий с учащимися;
-приобретают навыки организации и методики проведения экскурсий, краеведческой работы в походах;
— приобретают навыки природоохранной деятельности, воспитания у учащихся основ экологической культуры.
В процессе реализации практико-ориентированного модуля приобретают навыки:
— организации, подготовки и проведения туристских походов с учащимися;
— разработки маршрута и разновидностей его обеспечения;
— оказания первой доврачебной помощи;
— изучают основы топографии и ориентирования;
— изучают виды препятствий в туристском походе, способы их преодоления;
— технику безопасности в походах и на экскурсиях.
По окончании лекционных занятий слушатели участвуют в зачетном четырехдневном учебно-тренировочном походе, на протяжении которого отрабатываю все полученные умения и навыки.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Настоящая программа повышения квалификации педагогов состоит из 4 учебных модулей, каждый модуль рассчитан на определенное количество часов.
Содержание и объем дидактических единиц по каждому учебному модулю могут варьироваться в зависимости от уровня подготовки и специфики практической деятельности слушателей программы.
Программа раскрывает специфику туристско-краеведческой деятельности, рассматривает проблемы интеграции туризма с другими направлениями деятельности. Слушатели обновляют знания по топографии и ориентированию, краеведению, технике и тактике пешеходного туризма, экологии и др.
Программа представляет собой систему, в основе которой лежит модульный принцип построения. Структура программы обоснована логикой построения ее содержаний. Модули: «Нормативно-правовой», «Психолого-педагогический», «Туристско-краеведческий», «Практико-ориентированный».
Содержание Программы курсовой подготовки педагогов
«Инструктор детско-юношеского туризма»
Нормативно-правовой модуль (10 часов)
История развития туризма в Казахстане. Туризм и краеведение в системе образования. Состояние, проблемы, пути решения и перспективы развития детско-юношеского туризма в РК.
Нормативно-правовое обеспечение туристско-краеведческой деятельности с учащимися. Положение об инструкторе детско-юношеского туризма.
Организация и судейство массовых туристских мероприятий (слетов, соревнований). Правила проведения соревнований по туристскому многоборью, спортивному туризму. Меры по обеспечению безопасности туристских мероприятий
Состояние и основные направления развития индустрии туризма РК в 2021 году. Реализация республиканской туристской экспедиции «Моя Родина – Казахстан»
Психолого-педагогический модуль (6 часов)
Система непрерывного туристско-краеведческого образования. Воспитательные возможности ТКД.
Педагогические аспекты детского самоуправления в системе дополнительного образования. Педагогика сотрудничества.
Инновационные технологии в организациях дополнительного образования туристско-краеведческого, экологического направлений.
Нравственно-духовное образование и социализация детей и молодежи через ТКД.
Психологические аспекты туристско-краеведческой деятельности. Психологический климат туристской группы.
Туристско-краеведческий модуль (20 часов)
Туристско-краеведческая деятельность как одна из основных форм организации деятельности школьников по охране окружающей среды и развитию основ экологической культуры.
Природоохранная деятельность в походе.
Содержание и формы ТКД в школе: организация и планирование, кружковая и туристская работа, организация и проведение массовых туристских мероприятий с учащимися.
Организация туристско-краеведческой экспедиции школьников «Атамекен» и республиканской туристской экспедиции «Моя Родина – Казахстан» в воспитательной системе школ различного типа.
Работа туристско-краеведческих объединений, кружков.
Туристский лагерь.
Организация и проведение массовых туристских мероприятий с учащимися. Организация и методика проведения экскурсий. Туристские и экскурсионные маршруты родного края.
Практико-ориентированный модуль (36 часов)
Организация, подготовка и проведение туристских походов с учащимися.
Разработка маршрута Подготовка похода, его финансовое, продовольственное и материально-хозяйственное обеспечение. Организация питания в походе. Хранение и транспортировка продуктов. Составление меню Первая доврачебная помощь. Основы топографии и ориентирования. Физическая, техническая подготовка юных туристов. Виды препятствий в туристском походе. Меры по обеспечению безопасности в походах и на экскурсиях. День в походе. Содержание и методика выполнения краеведческих наблюдений, экспедиционных заданий. Особенности горных, лыжных, водных, велосипедных походов, спелеопоходов. Подведение итогов похода. Подготовка УТП курсантов.
Зачетный четырехдневный учебно-тренировочный поход.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Программа курса рассчитана на 72 часа, из них лекций – 36 часов, практических занятий – 36 часов.
Формы проведения занятий: лекции, практикумы, семинар-практикум, слайд-презентация, круглый стол по обмену опытом работы, коучинги, мастер-классы.
Формы организации деятельности педагогов: индивидуальная, групповая, коллективная.
Форма зачета: тестовые задания, четырехдневный учебно-тренировочный поход (Аккольский р-н).
Категория слушателей курса: учителя различных предметов имеющих опыт туристско-краеведческой работы со школьниками, руководители туристско-краеведческих кружков, педагоги организаций дополнительного образования, студенты профильных направлений.
Количество: 2 группы с казахским и русским языком обучения в количестве 50 слушателей.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Содержание Программы предполагает активное участие слушателей во время подачи лекционного материала, самостоятельное изучение отдельных ее аспектов, выполнение самостоятельных работ и тестовых заданий, обучение на тренингах, мастер-классах, коучингах, работу в творческих группах, практикумах по изучению обязанностей в туристских группах и т.д.
Для реализации программы разработано учебно-методическое сопровождение:
— Лекционные занятия (лекции, презентации);
— Пакет нормативно-правовой документации по организации и сопровождению туристско-краеведческой деятельности со слушателями курсов;
— Сборники нормативных документов по туристско-краеведческой работе в организациях образования (часть1 и 2), Астана, 2005 г.
-Методические материала специалистов в области туризма: Никитинского Е.С., В.Н. Вуколова, Жиздыбаева Т.К., Мазбаева О.Б., Фомина В.П., Шаяхметова А.Г., публикации, статьи;
— Публикации научно-методических журналов «Соқпақ» (ЗКО), «Вестник академии» (г. Москва), «Қосымша білім және тәрбие»;
— Методические разработки педагогов Центра детско-юношеского туризма и краеведения города Нур-Султан, педагогов организаций дополнительного образования республики;
— видео-занятия, тренинги, мастер-классы;
-интернет-ресурсы.
ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Оценивание знаний слушателей курсовой подготовки будет осуществляться по двум видам: теоретический блок и практический блок.
Теоретический блок включает в себя выполнение тестовых заданий по тематике прослушанных модулей и участие в тематических мастерских.
Практический блок оценивается по выполнению основных элементов туристской техники в условиях четырехдневного учебно-тренировочного туристского похода (Аккольский р-н).
ПОСТКУРСОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Для закрепления полученных знаний, умений и навыков, с целью формирования устойчивых туристско-краеведческих компетенций каждая курсовая подготовка предполагает афиширование слушателями курсов своей деятельности по внедрению полученного опыта в своей дальнейшей работе.
Слушатели курсов данной Программы в рамках посткурсового сопровождения принимают участие в методических семинарах, профильных мероприятиях, обобщают опыт работы на различных уровнях, являются участниками соревнований, слетов, чемпионатов различных уровней, проходят практику как члены судейских коллегий соревнований с учащимися и студентами, являются руководителями (заместителями руководителей) туристских походов с учащимися, а также повышают свое мастерство в турпоходах различных категорий сложности, о чем ведется запись в зачетных книжках спортсменов.
К посткурсовой деятельности слушателей также относится участие в научно-практических конференциях и форумах (штатный, дистанционный формат), трансляция опыта работы, публикации в различных изданиях, медиа-активность.
СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Закон РК «Об образовании» (2007г.) с изменениями и дополнениями от 24.10.2011г.
- Государственная программа развития образования РК на 2020-2025 гг.
- Государственная программа развития туризма в РК.
- Концепция экологического образования РК
- Жексенбаева У.Б., Компетентностно ориентированное образование в современной школе. Учебно-методическое пособие. Алматы, 2009. 178с.
- Вольф Л.А. Компетентностный подход как средство профессионального самоопределения учащихся в организациях дополнительного образования. г.Алматы, журнал «Қосымша білім және тәрбие», №3 (23), 2010г.
- Ивлева Н.В. Психолого-педагогические аспекты формирования нравственной личности школьников средствами туристско-краеведческой деятельности. г.Алматы , журнал «Қосымша білім және тәрбие», №3 (23), 2010г.
- Константинов Ю.С., Слесарева Л.П. Туристско-краеведческая деятельность в школе. Учебно-методическое пособие. — Москва,2011 г.
- Мажикеев Т.М., Сидельникова Г.Ф. и др. Образовательное учреждение в режиме исследовательской и экспериментальной деятельности. Методическое пособие. Алматы, 2002.
- Новиков А.М. Методология образования. – М., 2006. – 488с.
- Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана. КАЗАХСТАН В НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЙ. 1 сентября 2020 г.
- Пирсаидова Г.А. Педагогические условия моделирования экологического образования школьников. Методическое пособие. Астана, 2010. -135 с.
- Слесарева Л.П. Организационно-педагогические условия развития региональной системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей [Текст] : (на примере Москвы) : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Л. П. Слесарева . — Йошкар-Ола, 2006. — 24 с.
- Смирнов Д.В. Педагогические компетентность и компетенции педагога дополнительного образования — руководителя туристско-краеведческого похода [Текст] / Д. В. Смирнов. Казанский педагогический журнал : науч. психол.-пед. журн.: методология, теория, практика. — 2008. — № 4 — С.27-36.
- Смирнов Д.В. Специфические педагогические компетенции педагога дополнительного образования — руководителя туристско-краеведческого похода. Переяслав-Хмельницкий: ДВНЗ, 2008. – С. 110-113.
- Тымко Н.В. Содержание и особенности подготовки педагога дополнительного образования к процессу социализации ребенка в туристско-краеведческом походе,2000,№2.
- Фомин В.П. «Любовь к Родине начинается с познания родного края ». Журнал «Қосымша білім және тәрбие», №1(25), 2011г.
- Фомин В.П. «Западно-казахстанскому туризму – 50 лет». Журнал «Қосымша білім және тәрбие», №3(23), 2010г.
- Фомин В.П. Программа для педагогов дополнительного образования. г.Уральск, 2012г. Методология учебного проекта.
- Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. Алматы,1998.
- Шаяхметов А.Г. Программа для педагогов дополнительного образования, г. Астана,2012г.
- Шаймарданова А.Е. Қазақ ұлттық педагогикасындағы оқушылардың экологиялық ойлау дағдыларын дамыта отырып тәрбие беру. Региональный компонент в системе экологического образования и воспитания — Ч.2.Усть-Каменогорск, 2011, -188с.
- Шаяхметов А.Г. Проблемы здоровья и организация оздоровительной работы в учебных завдениях. Журнал «Қосымша білім және тәрбие», № 3,4. 2005 г.